На своем творческом пути художник был знаком с известными европейскими художниками XX века. Он работал в Праге, Риме, Париже, где участвовал в выставках вместе с выдающимися мастерами: Дереном, Боннаром, Дюфи, Матиссом.
К середине 30-х годов Эрдели был автором уже более тысячи картин. Он писал в своей неповторимой и узнаваемой манере, для него были открыты лучшие художественные круги Европы. До войны имя Адальберта Эрдели включали в европейские энциклопедии и справочники, его работы охотно приобретали европейские музеи. Он мог бы жить и легко добиться всемирной славы за рубежом, но несмотря на всю привлекательность художественной жизни западного мира, Эрдели предпочел Украину.
Художник был полиглотом, знал немецкий, французский, венгерский, словацкий и чешский языки. Адальберт Эрдели под псевдонимом Джекс написал свои автобиографические романы "Dimon" и "Imen" на немецком языке, собственные дневники велись на венгерском.
1946 год А.Эрдели стал директором Ужгородского художественного училища и одновременно преподавал там до 1952 года. Кроме того, 1946-49 годы возглавлял Закарпатский Союз художников. Но вскоре усиливаются тяжелые обстоятельства, которые и укоротили ему жизнь. Близкие вспоминают, что были дни, когда его трапезу составляла картошка с водой. Тем не менее доконали мастера не злыдни, которые он воспринимал поверхностно, а творческая несвобода. Развернулась кампания, в центре которой оказался он сам - в роли "формалиста", "космополита", "низкопоклонника перед гнилым Западом" и чуть ли не "пособника империалистической реакции". Газеты поливали грязью, на собраниях прорабатывали. Художник не дожил всего год до начала десталинизации и некоторой разрядки в творческой атмосфере. Правда, его гонители продолжали благоденствовать и после этого. Только в 1993 году на ужгородском доме А.Эрдели было установлено мемориальную доску.
Journal information