Что такое вообще религия? Откуда она, так сказать, берется? Это универсальный ответ на универсальный факт смертности человека и осознания им, в отличие от животных, этого факта. Сознанию трудно примириться со своей гибелью, и оно постулирует загробный мир, вечную жизнь. Это экзистенциальный аспект религии. Но есть у нее и социальная составляющая – глубокое неустройство жизни на земле для подавляющего большинства человечества. Здесь лучше Маркса не скажешь: религия – вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, опиум народа. Опиум в данном контексте – лекарство. И чары религии ослабляются в прямой пропорции с движением социального прогресса. Смерти не отменить, но жизнь можно сделать лучше, справедливее, достойнее человека. Чем лучше социальная жизнь, тем меньшее место в ней занимает религия, становящаяся чем-то вроде культурного этикета, уважения к тысячелетним раритетам, вроде уважения детей к родителям.
И обратная зависимость: там, где усиливается влияние, просто заметность религии, там имеет место социальная неустроенность, нерешенные социальные проблемы. Их нерешенность пытаются объяснить природной греховностью человека и несовершенством земного порядка. Социальное неправомерно подменяют экзистенциальным.
отсюда
Journal information