Лена (elesika73) wrote,
Лена
elesika73

Category:

История страны в живописи

Emanuel Leutze - washington crossing the delaware river
''Вашингтон переправляется через Делавер'' (Emanuel Leutze, 1851)

Александр Генис: Самый богатый музей Америки – нью-йоркский Метрополитен - стал еще богаче. После грандиозной реконструкции открылось американское крыло Мета. Экскурсия по этим залам составит сегодняшний выпуск ''Картинок с выставки''.
Конечно, и раньше все это висело в музее, но сейчас это 27 залов, которые заново реконструированы, собраны, описаны и дают законченное представление об американской живописи. По-моему, все вместе это создает такое впечатление, которое я бы назвал ''американской Третьяковкой''. В сущности, мы можем увидеть всю историю Америки в ее картинах, и это очень любопытное путешествие, потому что начинается все с открытия Америки, когда приехали сюда голландские негоцианты и привезли с собой художников, рисовавших первые портреты голландских купцов. Потом появились более богатые английские купцы, которых рисовали английские художники. И, наконец, нечто своеобразное, а именно - революционная живопись, одна из главных картин американской живописи вообще, ''Вашингтон переправляется через Делавер''. Это огромная, грандиозных размеров картина, крайне романтическая. И тут же - одна из главных картин в американской истории, портрет Вашингтона работы Гилберта Стюарта. Этот портрет, который считался современниками необычайно похожим, стал самым знаменитым в истории Америки - его можно увидеть на долларовой бумажке. После того как закончился революционный период и началась мирная жизнь, американская живопись впервые открыла себя, и произошло это, когда Америка открыла свою любимую реку. И это была не Миссисипи, как можно было бы подумать после того, как мы начитались Марка Твена, а Гудзон. Гудзон тогда называли ''Рейном Америки'', и там первые настоящие американские художники писали свои пейзажи в Катскильских горах. Но дело в том, что замысел их был крайне своеобразный - они хотели внести историю Старого Света в Новый Свет через пейзажи. В Америке, конечно, не было греков и римлян, как же их было туда вставить? И вот для этого они избрали пейзажную живопись, которая воспроизводила своего рода классические пейзажи, которые в Европе известны, скажем, по картинам Лоррена. Но в Америке был свой пейзаж, он был дикий, романтический, крайне загадочный, таинственный, и на этом материале американские художники сумели вырастить свой миф нетронутой прекрасной природы, которая населена благородными дикарями индейцами, и куда приходят белые для того, чтобы приобщиться к той самой древней, классической истории. Надо сказать, что именно Школа Гудзона и стала первой национальной живописной школой Америки, а ее основатель, замечательный художник Томас Коул (в каждом американском учебнике есть его картины) действительно создал целое направление в искусстве, к которому примыкают все пейзажисты. Америка того времени была страной, в первую очередь, пейзажей. Пейзажист Фредерик Черч, например, создавал монументальные, гигантские пейзажи, и в Нью-Йорке устраивались в середине 19 века выставки этого художника, где он выставлял одну картину - она была подсвечена специальным образом, надо было платить за вход, чтобы смотреть одну картину, и это был такой своеобразный театр живописи. После этого началась Гражданская война, которая принесла в живопись трагические темы и батальные картины. А вслед за тем Америка открыла художников, которые стали уже европейскими знаменитостями, такие как Уинслоу Хомер, Томас Икинс, филадельфийский художник, который был чем-то вроде нашего Перова, Джон Сарджент, которого можно сравнить с Репиным, и первые американские импрессионисты, которые уже из Парижа привезли новую технику - Мари Кассат и, особенно, Чайлд Хассам, человек невероятной продуктивности, который создал тысячи картин, они есть во всех музеях Америки. Его картины крайне любопытны, потому что они передают дух времени. Ведь импрессионисты и старались передать мгновение, увековечить его. Среди тех картин, которые выставлены в Метрополитен, особого интереса вызывает картина, посвященная Первой мировой войне. В это время на Пятой авеню вывесили флаги всех воюющих держав Антанты и он создал пейзаж из флагов. Это была, с одной стороны, политическая картина, которая призывала к войне с Германией, с другой стороны - было крайне живописное полотно, которое, на мой взгляд, очень здорово укладывается в идиому импрессионистской живописи и создает какой-то приятный американский нюанс в ней. И, наконец, заканчивается очень уместно вся эта ретроспектива американской живописи Уистлером, моим любимым американским художником, которого я бы сравнил с Серовым. Интересно, что Джеймс Уистлер, который родился в 1834 году в Массачусетсе, вырос в России - его отец был известным инженером железнодорожником и строил знаменитую Николаевскую железную дорогу, о которой писал Некрасов. В России Джеймс, как ни странно, выучил не русский, а французский язык и посещал Академию художеств. После этого он вернулся в Америку, учился в Вест-Поинте, но его выгнали за двойки по химии. Так он потихонечку стал заниматься живописью и создал, по-моему, самую своеобразную школу. Она примыкает к импрессионизму, но на самом деле он не был импрессионистом и считал, что вся идея рисовать на пленэре просто глупость. Он был музыкантом от живописи, свои опусы называл ''симфониями'', это были симфонии из цвета. И мне кажется, что Уистлер это тот момент, где американская живопись достигла своего расцвета и после этого у нее началась та же судьба, что и у всей западной живописи. Но что мне больше всего понравилось после моей экскурсии, это то, что все это напоминает русскую живопись. Примерно в одно и то же время появились на арене американское и русское искусство, и мы находим массу параллелей, потому что то, что казалось нам исключительно русским явлением, как передвижники, скажем, на самом деле было в каждой стане 19 века - и в Америке, и в Германии, и во многих других странах. Поэтому мы все время видим как бы знакомых, хотя, должен сказать честно, если сравнить, то русские все-таки лучше.

https://www.svoboda.org/a/24565565.html
Tags: emanuel leutze, Генис, США, живопись, история
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments